Напоминание:
- Вы можете зарегистрироваться и создать личную страничку своего питомца!
Обсуждение: Энциклопедия о животных → Охотничьи собаки. Тренировка.
ОХОТНИЧЬИ СОБАКИ
1. Назначение охотничьих собак в прошлом и настоящем.
В старинных романах красочные сцены охоты занимают не последнее место. Охота была, в основном, развлечением знати. После охоты её участники долго просиживали за сто¬лом с обильными яствами, дичью, напитками.
Лук, стрелы, копья не могли в те времена сразить лесного зверя, поэтому назначение охотничьих собак заключалось в умении выследить и задержать зверя, отыскать раненную дичь. Охотничьи собаки ценились за выносливость, так как им приходилось иногда продолжительное время преследовать раненного зверя.
С применением огнестрельного оружия началась охота и на некрупного зверя. От собаки требовалось, чтобы она, лег¬ко подчинялась хозяину, была бы управляема, разыскивала бы дичь, вапугивая её точно перед охотником и подгсняя её на выстрел, а подстреленного зверя могла бы разыскать и принести хозяину.
Со временем из различных пород собак, используемых для этих целей, отбирали и разводили те, которые оказывались наиболее пригодными и приспособленными для целей охоты Так к нынешнему времени в арсенале охотника мощные и стройные легавые, успешно используемые для отыскания пер¬натой дичи, выносливые в работе по свежему следу диких зверей, гончие, а также спаниели, западноевропейские гончие, норные собаки.
Современному охотнику не обойтись без собаки, каким бы новейшим оружием он не обладал.
Охота с собакой — это активный отдых на природе. Собака помогает отыскать раненного зверя. Она — верный помощник охотника. Обзаведясь собакой охотник должен пом¬нить, что незаменимым помощником собака становится в результате хорошо поставленного ухода, воспитания, обучения и тренировки.
2. Тренировка охотничьих собак.
Тренировка в послушании необходима для всех собак, по¬этому каждая охотничья собака должна пройти обязательное
обучение.
Охотник стремится иметь универсальную охотничью собаку, которая способна выслеживать любого зверя, любую дичь, которые водятся в данной местности. Гончая должна не толь¬ко гнать зверя, но и работать по кровавому следу, принести подстреленного бекаса или достать утку из воды. То же самое можно сказать и о других породах охотничьих собак. Чтобы собака могла выполнять приказы хозяина, её нужно тренировать.
Обучение собаки требует большой выдержки и терпения, но усилия охотника будут вознаграждены хорошо обученным и послушным четвероногим другом.
Обучающий тренер должен любить собак, в этом залог успеха обучения и тренировки.
Приказ тренера будет выполнен быстро и правильно, если у него полное взаимопонимание с собакой.
Тренер должен быть ласковым и справедливым по отношению к собаке. Если собака заслужила похвалу, её нужно поласкать, погладить, одобрить словом и жестом, стараться сделать так, чтобы собака поняла то, что хотел выразить тренер. Наказывать собаку нужно лишь в том случае, если она заслужила это наказание. Сначала следует поругать собаку, голосом выразить неудовольствие, если собака на голос не прореагировала, можво потянуть поводок, легко ударить поводком, потихоньку хлестнуть прутиком. Эти приемы наказания нужно чередовать, комбинировать.
Внешний вид тренера, одежда, голос, запах, взгляд, манера поведения имеет значение для обучения и тренировки собаки. Наибольшее воздействие на собаку оказывает голос. Собака очень быстро обучается распознавать голос, по нему она узнает тренера, по громкости, тональности и эмоциональной окраске собака должна научиться понимать приказы и оценку её поведения.
Чтобы обучение собаки продвигалось успешно, кормить собаку, ухаживать за нею нужно самому тренеру. Этим тренер завоевывает доверие собаки, последняя привыкает к нему.
Собака, как всякое животное, любит свободу. Она радуется, когда её выпускают на прогулку. Как только тренер от¬пускает поводок, собака проявляет радость. Этим нужно воспользоваться, чтобы завоевать доверие собаки, добиться её послушания.
Отдавая приказ собаке, тренер должен настойчиво и по¬следовательно добиваться его выполнения. За правильное выполнение приказа собаку следует обязательно похвалить, приласкать. При невыполнении приказа пожурить и заставить её выполнить задание.
Собака живет с человеком в тесном контакте с древнейших времен. Это очень понятливое животное. Она способна хорошо понимать человека.
Собаки любой породы реагируют на внешние раздражители в полном соответствии с известным учением русского физиолога И. П. Павлова о безусловных рефлексах. Умение собаки бегать, сидеть, лизать, заботиться о щенках, относятся к безусловным рефлексам или инстинктам.
Задача тренера — воспитать в собаке условным рефлексы выполнять
определенные действия по команде.
Как и у человека, нервная система собак сильно различается, что нужно учитывать при обучении.
Собаки холерического типа отличаются неуравновешен¬ной нервной системой. Они непослушны, хотя отважны и темпераментны. При обучении таких собак необходима твердая
рука тренера.
Собаки сангвинического типа быстры, послушны, охотно выполняют приказы, хорошо поддаются обучению.
Собаки флегматичного типа медлительны, но послушны, привязываются к тренеру. Эти собаки требуют особого терпения при обучении, так как навыки у них закрепляются с тру¬дом и ненадолго.
Собаки меланхолического типа имеют слабую нервную систему. Положительные результаты при обучении достигаются настойчивой тренировкой.
Перед тем, как приступить к целенаправленному обучению, следует уяснить всё, что касается обучаемой собаки, на¬сколько она понятлива, послушна, привязана к тренеру.
Не следует требовать от собаки немедленного исполнения приказа, услышанного её впервые. Прежде всего, собака должна понять, что от неё хотят. Незнакомые слова приказа не воспринимаются собакой, требуется время, чтобы она привыкла к голосу, к интонации, уяснила задачу.
Обучение собаки — это последовательная цепь действий: отдача команды, поощрение за послушание и наказание за проступки. Любая собака достаточно понятлива, надо лишь найти пригодные средства, именно для этой собаки.
Однако есть собаки непослушные, менее понятливые, за¬ставить их выполнять приказ можно только наказанием. Но наказание должно следовать сразу же за проступком и ни в коем случае спустя какое-то время, иначе собака не поймет, за что её наказывают.
Дрессировка собаки не должка быть долгой. Нужно стремиться к поддержанию у неё приподнятого настроения, свое¬временно замечать усталость, замедленную реакцию, желание подремать. После каждого занятия необходимо наградить со¬баку, поласкать, дать лакомство, вывести на прогулку, раз¬решить вволю порезянтья.
Тренировку молодой собаки начинают со второго месяца. Прежде всего молодую собаку обучают порядку и навыкам содержать себя в чистоте.
Приучают к опрятности молодого щенка. Так, после каждого кормления (если оно совершается в комнате), выпускать его на прогулку, чтобы он помочился. Последние кормление (ужин) надо делать с таким расчетом, чтобы осталось время для прогулки. Бели щенок сам не просится во двор, следует понаблюдать за ним. Бели он после кормления ищет укромное место, нужно вывести его на прогулку. Постепенно у молодой собаки выработается и закрепится навык, и она сама будет проситься во двор.
Послушание требуется и при подаче корма. Щенок дол¬жен сидеть или лежать. Миску с кормом ставят в нескольких шагах от щенка. Приступать к еде можно по команде: «Есть!». Только по этой команде щенку можно разрешить приблизиться к мнеке и приступить к еде. Удлиняя время от постановки мискн до команды «Есть!» собаку приучают к послушанию. Невыполнение команды или не правильное выполненне рассматривается как проступок.
Приучить собаку не набрасываться на человека, в том числе н хозяина. В жилом помещении собаке нужно отвести определенное место (подстилка, коврик). Место для собат не должно быть в близи печки или батареи центрального отопления, т. к. постоянное пребывание собаки с тепле провоцирует простудные заболевания, ухудшает обоняние.
Молодую собаку можно научить подавать предметы обихода — перчатки, щетки, старые ботинки. Этим у щенка вырабатывается понятие целесообразности, смысла выполнен-* него задания, закрепляется интерес к работе.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.